joomla

Консультационные и
методические услуги

Архивные материалы

mod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcounter
497
891
3046
17452
2955464

УДК 665.753.4

 

Качество дизельного топлива, используемого сельхозпроизводителями

Владимирской области

 

Ефремов Сергей Борисович – главный инженер ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров. e-mail: info@vladmis.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-02-32.

Гузалов Сергей Георгиевич -  кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий отделом аналитических исследований и испытаний нефтепродуктов ФГБУ «Владимирская МИС», Россия, г. Покров. e-mail: info@vladmis.ru, 601120, Владимирская обл., Петушинский р-он, п. Нагорный, ул. Горячкина д.2, тел. (49243) 6-02-55.

 

Аннотация: в статье анализируются результатымониторинга качества дизельного топлива.

 

Ключевые слова: дизельное топливо, физико-химические показатели, кинематическая вязкость, фракционный состав, механические примеси, плотность, двигатель внутреннего сгорания, расход топлива, предельно-допустимые нормы.

 

The quality of the diesel fuel used by agricultural producers of Vladimir region

 

S. B. Efremov

S. G. Guzalov, M.Agr.

 

Summary: This article presents analysis of results of the diesel fuel quality monitoring.

 

Keywords: diesel fuel, physical and chemical features, kinematic viscosity, fractional composition, mechanical impurities, density, internal combustion engine, fuel consumption, maximum allowable standards.

 

Это звучит непривычно, и тем не менее факт: человека кормит…дизтопливо. Миллионы гектаров полей эффективно обрабатывают сотни тысяч единиц сельскохозяйственной техники, а работает этот бесчисленный парк преимущественно на дизельном топливе.

Сельхозтоваропроизводители приобретают сложную и дорогостоющую автотракторную и сельскохозяйственную технику, экологически безопасная надёжная и долговечная эксплуатация которой, требует применения высокосортных топлив с высоким уровнем физико-химических и эксплуатационных свойств.

Для комплексной оценки топлив используют понятие качества. Под качеством понимают совокупность отдельных показателей, характеризующих его свойство. Основные свойства дизельного топлива характеризуются цетановым числом, а к показателям качества относятся вязкость, температура застывания, фракционный состав, температура вспышки и содержание механических примесей. Производится дизельное топливо, в основном, двух типов. Первый, с вязкостными характеристиками, предназначенными для высокооборотистых двигателей, второй – для дизелей средне- и низкооборотистых. В отечественных сельскохозяйственных агрегатах в силу особенных эксплуатационных технических характеристик используется второй тип дизельного топлива, которое представляет собой  смесь мазутов с керосиново-газойливыми фракциями.

Известно, что для повышения надежности работы машин следует создать условия, гарантирующие чистоту их рабочих полостей и используемых топлив. Применение несоответствующего сорта дизельного топлива в тракторных дизелях служит причиной ухудшения сгорания топлива, увеличения дымности и токсичности отработавших газов. Это нарушение в конечном итоге приводит к значительному перерасходу топлива и снижению ресурса работы двигателя в целом. Складывающаяся ситуация с качеством ГСМ усложняется также тем, что в настоящее время бурную активность на рынке, помимо крупных товаропроизводителей, развили средние и мелкие, качество выпускаемой продукции которых из-за ограничения технологических возможностей в ряде случаев оставляет желать лучшего. Высокий спрос, а, следовательно, и стоимость, не всегда хорошее качество – это российский рынок дизельного топлива на сегодня.

Следует отметить, что все большее распространение находит дизельное топливо Евро стандарта. Система экологических стандартов Евро изначально распространялась только на территории Евросоюза. Сейчас в России тоже введена эта система. Каждый следующий экологический стандарт содержит более жесткие требования к качеству топлива. На данный момент действуют стандарты, соответствующие Евро 3, Евро 4 и Евро 5 (таблица 1). Характеристикам более привычного летнего дизельного топлива соответствует топливо Евро сорт С, зимнему типу соответствует топливо Евро Е.

ФГБУ «Владимирская МИС» с2011г. проводит мониторинг качества дизельного топлива для двигателей тракторов и самоходных с/х машин, поступающих в регион и используемых предприятиями АПК.

Объектом мониторинга являлось топливо дизельное  марки Л-0,2-62, высший сорт, вырабатываемое по ГОСТ 305-82 и топливо дизельное марки ЕВРО сорт С вид ΙΙΙ, вырабатываемое по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004).

Целью мониторинга являлось определение ассортимента, фактического качества дизельного топлива, предлагаемого рынком нефтепродуктов и потребляемых агропромышленным комплексом в зоне деятельности МИС на соответствие физико-химических показателей действующей нормативной документации, установление причин снижения качества дизельного топлива и выдача рекомендаций по их устранению.

 

Требования к различным видам дизельного топлива

Таблица 1

Показатель

Евро 2

Евро 3

Евро 4

Евро 5

Цетановое число, не менее

53

55

55

55

Содержание сернистых соединений, мг/кг

 

500

 

350

 

50

 

10

Содержание СО в выхлопе, г/кВт*ч

 

4,0

 

2,1

 

1,5

 

1,5

Доля полициклических углеводородов, %

 

5

 

2

 

2

 

2

Температура вспышки, град

55

 

За период с 2011 по 2013г.г. было оценено качество дизельного топлива в предприятиях АПК в Петушинском, Собинском, Юрьев-Польском, Суздальском, Камешковском, Селивановском, Муромском, Меленковском районах Владимирской области.

Изготовителями нефтепродуктов являются ОАО «Славнефть-ЯНОС», ООО «Лукойл-Нижегороднефтеорсинтез», ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», ОАО «Московский НПЗ».

Основными поставщиками являются: ООО «Импульс», ООО «Шельф», ООО «Владойл», ОАО «Газпромнефть-Иваново» и Судогодская нефтебаза.

Фактическое качество дизельного топлива, предлагаемое рынком нефтепродуктов и потребляемое агропромышленным комплексом региона, определялось по результатам анализа проб и установлением соответствия значений показателей нормам действующей нормативно-технической документации.

Мониторингом определено, что на рынок нефтепродуктов Владимирской области, в основном, поставляется дизельное топливо марки Л-0,2-62 для отечественных тракторов и топливо марки ЕВРО, сорт С, вид ΙΙΙ - для импортных.

Пробы отбирались на нефтескладах предприятий сельхозтоваропроизводителей АПК. Результаты  анализа качества дизельного топлива представлены в  таблицах 2,3.

По данным таблиц видно, что из 34 отобранных и исследованных проб дизельного топлива некондицию составили 11. Из них 3 пробы дизельного топлива Л-0,2-62 и 8 проб дизельного топлива ЕВРО, сорт С, вид ΙΙΙ. Если топливо Л-0,2-62 не соответствовало физико-химическим показателям качества по кинематической вязкости и температуре застывания, то у дизельного топлива Евро, сорт С, вид ΙΙΙ несоответствия дополнялись показателями по фракционному составу и плотности.

Помимо выше сказанного установлено, что в отдельных предприятиях АПК:

  -  имеет место приобретение топлива без паспорта качества и сертификата на закупленную продукцию;

  -  из-за нехватки ёмкостей смешивается дизельное топливо ЕВРО-2 и ЕВРО-3, которые имеют различное содержание серы и температуру помутнения и применяются в двигателях тракторов с различной системой очистки выхлопных газов;

   -  потеря качества приобретенного топлива происходит в хозяйствах, в основном, за счёт нарушения  требований ГОСТ 1510-84 в части транспортирования, хранения.

 


 

Физико-химические показатели качества дизельного топлива

 

таблица 2

 

п/п

 

Норматив

Фракционный состав

 

Кинема-тичес-кая вяз-кость при 20°С, мм2

Темпе-ратура

засты-вания, °С

 

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Коэффициент фильтруемости

Коксуемость 10% остатка,

%

Содержание механи-

ческих примесей, %

Плот-

ность

 при

20 °С,

кг/м3

 

Темпе-

ратура

вспыш-

ки, опре-

деляе-

мая в зак-

рытом

тигле, °С

Зольность,

%

 

Содер-

жание

 воды, % 

50 % пере-гонки при темп.,

°С

96 % пере-гонки при темп.,

°С

Дизельное топливо Л-0,2-62

 

Норматив по

ГОСТ 305-82

не выше

280

 

не выше

360

 

 

3,0-6,0

не выше

-10

отсутст.

не более

3

не бо-лее 0,20

отсут.

не более

860

не ниже

40

не более

0,01

отсут.

1.

=/=

267

351

1,8

-8

отс.

2,5

0,004

отс.

815

74

отс.

отс.

2.

 

=/=

278

354

2,3

-9

отс.

2,5

0,20

отс.

820

74

0,003

отс.

3.

=/=

275

340

1,05

-9

отс.

2,8

0,003

отс.

827,5

62

отс.

отс.

                             

 

 

 

 


Физико-химические показатели качества дизельного топлива

 

таблица 3

 

п/п

 

Норматив

Фракционный состав

 

 

 

 

Плот-ность при 15 ºС, кг/м3

Коксуе-мость 10 %-го остатка %, (по массе)

Зольно-сть, %,

(по массе)

Темпе-

ратура

вспыш-

ки, опре-

деляе-

мая в зак-

рытом

тигле, °С

Кинематическая вязкость при 40 С0, мм2

Испытание

на медной

пластинке

(3ч при 50С0)

единицы

по шкале

при темпера-туре 250

ºС, %

(по объёму)

при темпера-туре 350

ºС, %

(по объёму)

95 %

перего-няется

( по объёму)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

10

Дизельное топливо ЕВРО сорт С, вид III

 

Норматив по ГОСТ Р 52368-2005

не менее

65

не менее

85

не выше

360

 

820-845

не более

0,30

не более

0,01

не менее

55

 

2,00-4,5

класс 1

1.

=/=

27

93

336

820

0,050

0,009

73

2,7

класс 1

2.

=/=

29

96

353

825

0,025

отс.

72

2,8

класс 1

3.

=/=

30

97

350

805,5

0,25

отс.

62

2,2

класс 1

4.

=/=

35

74

344

835

0,2

отс.

63

2,9

класс 1

5.

=/=

28

95

351

835

0,023

0,004

74

3,1

класс 1

6.

=/=

29

96

352

807

0,15

отс.

72

1,4

класс 1

7.

=/=

30

98

346

820

0,18

отс.

76

2,5

класс 1

8.

=/=

32

85

340

816

0,17

отс.

71

2,5

класс 1

9.

=/=

43

92

352

817

0,2

отс.

73

2,7

класс 1

                         


На основании  вышеизложенного отмечаем, что:

- закупать ГСМ у поставщиков, зарекомендовавших себя на рынке сбыта нефтепродуктов, с документальным подтверждением качества приобретаемой продукции

- для определения качества приобретенного дизельного топлива в спорных случаях или, имеющих сомнения, необходимо проводить контрольную проверку по основным показателям в независимых специализированных лабораториях;

- соблюдать требования ГОСТ 1510-84 в части транспортирования и хранения ГСМ.

 

 

Список литературы

 

1. Отчеты № 03-53-11; №03-47-12; №03-34-13 Мониторинг качества масел моторных для дизельных двигателей тракторов и самоходных с/х машин, масел трансмиссионных для самоходной с/х техники и тракторов, дизельного топлива и автобензинов поступающих в регион и используемых предприятиями АПК.

2. Н.А.Беспалов, Б.В.Шелюбский. Топливо и смазочные материалы для дорожных машин. Москва «Транспорт», 1976, 133 с.

3. В.И. Черноиванов, А.В.Колчин. Обеспечение экологической безопасности и нормативной топливной экономичности тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин при эксплуатации. Москва, 2003,136с.